Только не закрывай глаза, помни - тебе дано видеть.
Понравилось, у Фромма. Давно об этом думала, но Фромм выразил весьма четко )
Понятие - активная - пассивная личность.
Человек может быть гиперактивен с обычной, современной точки зрения, если он, к примеру, много работает, постоянно чем-то занят, занимается спортом и пр. Мы смотрим и говорим: о, у него такая активная жизнь! Но при этом такой человек со слов Фромма может быть не более чем примером собаки Павлова, действовать, реагируя на внешние импульсы и не более того. Не живя по-настоящему. Да, мы можем добиваться успехов в спорте, работе и пр, но при этом не будем жить, не будем реализовывать свой потенциал, не будем по-настоящему активны.
"Говоря о реакциях, мы не должны забывать, что большая часть нашей активности состоит из реагирования на раздражители, ситуации, которые, поскольку они нам знакомы, пробуждают в нас обусловленные отклики на соответствующие сигналы. У собаки во время опыта Павлова пробуждался аппетит, когда бы ни зазвенел звонок, потому что она была приучена ассоциировать пищу с этим звуком. Бегом направляясь к миске с едой, эта собака была очень «активна». Но эта активность была не более чем реакцией на раздражитель. Собака действовала как машина."
"Разрешите мне привести очевидный пример: кто-то сидит, просто разглядывая пейзаж, просто сидит так пять минут, полчаса, может, даже час. Он ничего не делает, просто смотрит. Поскольку он не производит киносъемку, а просто впитывает в себя то, что видит, мы можем посчитать его странным и уж точно не будем склонны наградить его «созерцательность» именем активности. Или возьмите кого-то, кто медитирует (хотя в нашей западной культуре вид медитирующего человека редок). Он пытается осознать себя, свои чувства, свое настроение, свое внутреннее состояние. Если он медитирует регулярно и систематически, он может заниматься этим часами. Любой, кто ничего не смыслит в медитации, посчитает, что медитирующий человек пассивен. Он вообще ничего не делает. Вероятно, все его усилия направлены на то, чтобы изгнать из сознания последние мысли, думать ни о чем, и просто существовать. Это может произвести на вас впечатление необычности. Попробуйте как-нибудь заняться этим хотя бы две минуты, и вы поймете насколько это трудно; и как кто-то или что-то будет продолжать стучаться в ваше сознание, как ваш ум будет цепляться за каждую последнюю мелочь под солнцем, как вы беззащитны против этих мыслей, потому что мы находим практически недопустимым просто сидеть, выключив свои мысли."
"Мы должны переориентировать наше мышление, если хотим сфокусировать внимание на человеческой совести и развитии огромного потенциала, заложенного в нас. Мы обладаем не только способностью говорить и думать, но также возможностью проникновения в самую суть вещей, возможностью зрелого осознания, мы можем любить и выражать свои чувства. Все это присутствует в нас в виде потенциала и ожидает развития. Активность, состояние активности в том смысле, в котором его понимают названные мной авторы, означает следующее: выявление, проявление тех сил, которые есть в человеке, но которые обычно остаются спрятанными и подавленными."
"Современному человеку редко приходит на ум, что он может создать что-то при помощи любви. Его обычная и почти единственная задача состоит в том, чтобы быть любимым, а не источать любовь самому, не пробуждать своей любовью любовь в других и тем самым не создавать нечто новое, нечто, что не существовало на свете раньше. Поэтому он думает, быть любимым — это дело случая или нечто, что можно спровоцировать, покупая различные вещи, которые, по общему мнению, могут заставить кого-то вас полюбить, все — от зубного эликсира до элегантного костюма и дорогой машины. Правда, я не могу сказать, чем вам помогут подходящий зубной эликсир или костюм. Но я не могу не отметить тот прискорбный факт, что большое количество мужчин любимы за свои спортивные машины. И здесь, конечно, мы должны добавить, что многие мужчины любят свои машины больше, чем жен. В любом случае оба участника такого соглашения довольны, но впоследствии им становится скучно друг с другом, они, возможно, даже начинают ненавидеть друг друга, потому что оба оказываются обманутыми или, по крайней мере, чувствуют себя обманутыми. Они думают, что были любимы, но на самом деле все, что они делали, — симулировали любовь. Они не любили активно.
Подобно этому, когда мы говорим, в классическом смысле слова, что кто-то пассивен, мы не имеем в виду, что он просто сидит, размышляет, медитирует или наблюдает за окружающим миром, мы подразумеваем, что он направляется силами, которые не контролирует, что он не может действовать самостоятельно, а лишь реагирует. "
А это мне близко настолько, что я вообще практически отказалась от пользования фотоаппаратом ) У нас с Андреем, к примеру, нет ни одной совместной фотографии. И я точно знаю, что они ни к чему - моя память запечатлевает все куда ярче и лучше ) А картинки лишь обедняют действительность.
"Возьмите другой, еще более простой пример. Представьте себе туриста, естественно, с фотоаппаратом, который прибывает куда-то и обнаруживает перед собой холм, озеро, замок или художественную выставку. Он не может по-настоящему понять сущность того, что видит, потому что он слишком озабочен фотографией, которую собирается сделать. Для него существует только та реальность, которую он может запечатлеть на фотопленке и которой, посредством этого, как бы может овладеть, а не та, которая действительно перед ним. То есть второй шаг, фотография, предшествует первому, самому акту видения. Раз у него есть фотография, он может показать ее своим друзьям, предполагая, что он собственноручно создал этот запечатленный кусочек мира, или лет десять спустя вспомнить, где находился в определенный момент времени. Но в любом случае фотография, искусственно созданное ощущение, вытесняет подлинное. Многие туристы даже не утруждают себя сперва посмотреть. Они просто хватаются за свои фотокамеры. Настоящий же фотограф сначала попытается зафиксировать в себе то, что он позже зафиксирует камерой. Он попытается установить связь с тем, что хочет заснять. Это первоначальное видение — вид активности. Разница между этими двумя формами видения не может быть измерена в лаборатории, но выражения человеческих лиц дадут вам сведения о ней: у того, кто действительно видит нечто прекрасное, на лице отразится удовольствие. Он может потом сделать выбор — фотографировать или нет то, что увидел. Существуют люди (хотя их число невелико), которые преднамеренно решают не фотографировать, потому что они чувствуют, что фотографии мешают их воспоминаниям. Фотография ограничивает ваше воспоминание тем, что на ней изображено. Но если вы попробуете припомнить пейзаж без помощи фотографии, вы увидите пейзаж, возрожденный в вас. Картина возвращается, и пейзаж такой живой перед вашим мысленным взором, каким был в действительности. Это не просто схематическое воспоминание, как слово, которое вы можете вспомнить. Вы воспроизводите этот пейзаж внутри себя, именно вы создаете картину, которую видите. Этот вид активности освежает, очищает, усиливает наши жизненные ресурсы. Пассивность же, наоборот, подавляет и лишает нас жизненной энергии и может даже преисполнить нас ненависти."
Понятие - активная - пассивная личность.
Человек может быть гиперактивен с обычной, современной точки зрения, если он, к примеру, много работает, постоянно чем-то занят, занимается спортом и пр. Мы смотрим и говорим: о, у него такая активная жизнь! Но при этом такой человек со слов Фромма может быть не более чем примером собаки Павлова, действовать, реагируя на внешние импульсы и не более того. Не живя по-настоящему. Да, мы можем добиваться успехов в спорте, работе и пр, но при этом не будем жить, не будем реализовывать свой потенциал, не будем по-настоящему активны.
"Говоря о реакциях, мы не должны забывать, что большая часть нашей активности состоит из реагирования на раздражители, ситуации, которые, поскольку они нам знакомы, пробуждают в нас обусловленные отклики на соответствующие сигналы. У собаки во время опыта Павлова пробуждался аппетит, когда бы ни зазвенел звонок, потому что она была приучена ассоциировать пищу с этим звуком. Бегом направляясь к миске с едой, эта собака была очень «активна». Но эта активность была не более чем реакцией на раздражитель. Собака действовала как машина."
"Разрешите мне привести очевидный пример: кто-то сидит, просто разглядывая пейзаж, просто сидит так пять минут, полчаса, может, даже час. Он ничего не делает, просто смотрит. Поскольку он не производит киносъемку, а просто впитывает в себя то, что видит, мы можем посчитать его странным и уж точно не будем склонны наградить его «созерцательность» именем активности. Или возьмите кого-то, кто медитирует (хотя в нашей западной культуре вид медитирующего человека редок). Он пытается осознать себя, свои чувства, свое настроение, свое внутреннее состояние. Если он медитирует регулярно и систематически, он может заниматься этим часами. Любой, кто ничего не смыслит в медитации, посчитает, что медитирующий человек пассивен. Он вообще ничего не делает. Вероятно, все его усилия направлены на то, чтобы изгнать из сознания последние мысли, думать ни о чем, и просто существовать. Это может произвести на вас впечатление необычности. Попробуйте как-нибудь заняться этим хотя бы две минуты, и вы поймете насколько это трудно; и как кто-то или что-то будет продолжать стучаться в ваше сознание, как ваш ум будет цепляться за каждую последнюю мелочь под солнцем, как вы беззащитны против этих мыслей, потому что мы находим практически недопустимым просто сидеть, выключив свои мысли."
"Мы должны переориентировать наше мышление, если хотим сфокусировать внимание на человеческой совести и развитии огромного потенциала, заложенного в нас. Мы обладаем не только способностью говорить и думать, но также возможностью проникновения в самую суть вещей, возможностью зрелого осознания, мы можем любить и выражать свои чувства. Все это присутствует в нас в виде потенциала и ожидает развития. Активность, состояние активности в том смысле, в котором его понимают названные мной авторы, означает следующее: выявление, проявление тех сил, которые есть в человеке, но которые обычно остаются спрятанными и подавленными."
"Современному человеку редко приходит на ум, что он может создать что-то при помощи любви. Его обычная и почти единственная задача состоит в том, чтобы быть любимым, а не источать любовь самому, не пробуждать своей любовью любовь в других и тем самым не создавать нечто новое, нечто, что не существовало на свете раньше. Поэтому он думает, быть любимым — это дело случая или нечто, что можно спровоцировать, покупая различные вещи, которые, по общему мнению, могут заставить кого-то вас полюбить, все — от зубного эликсира до элегантного костюма и дорогой машины. Правда, я не могу сказать, чем вам помогут подходящий зубной эликсир или костюм. Но я не могу не отметить тот прискорбный факт, что большое количество мужчин любимы за свои спортивные машины. И здесь, конечно, мы должны добавить, что многие мужчины любят свои машины больше, чем жен. В любом случае оба участника такого соглашения довольны, но впоследствии им становится скучно друг с другом, они, возможно, даже начинают ненавидеть друг друга, потому что оба оказываются обманутыми или, по крайней мере, чувствуют себя обманутыми. Они думают, что были любимы, но на самом деле все, что они делали, — симулировали любовь. Они не любили активно.
Подобно этому, когда мы говорим, в классическом смысле слова, что кто-то пассивен, мы не имеем в виду, что он просто сидит, размышляет, медитирует или наблюдает за окружающим миром, мы подразумеваем, что он направляется силами, которые не контролирует, что он не может действовать самостоятельно, а лишь реагирует. "
А это мне близко настолько, что я вообще практически отказалась от пользования фотоаппаратом ) У нас с Андреем, к примеру, нет ни одной совместной фотографии. И я точно знаю, что они ни к чему - моя память запечатлевает все куда ярче и лучше ) А картинки лишь обедняют действительность.
"Возьмите другой, еще более простой пример. Представьте себе туриста, естественно, с фотоаппаратом, который прибывает куда-то и обнаруживает перед собой холм, озеро, замок или художественную выставку. Он не может по-настоящему понять сущность того, что видит, потому что он слишком озабочен фотографией, которую собирается сделать. Для него существует только та реальность, которую он может запечатлеть на фотопленке и которой, посредством этого, как бы может овладеть, а не та, которая действительно перед ним. То есть второй шаг, фотография, предшествует первому, самому акту видения. Раз у него есть фотография, он может показать ее своим друзьям, предполагая, что он собственноручно создал этот запечатленный кусочек мира, или лет десять спустя вспомнить, где находился в определенный момент времени. Но в любом случае фотография, искусственно созданное ощущение, вытесняет подлинное. Многие туристы даже не утруждают себя сперва посмотреть. Они просто хватаются за свои фотокамеры. Настоящий же фотограф сначала попытается зафиксировать в себе то, что он позже зафиксирует камерой. Он попытается установить связь с тем, что хочет заснять. Это первоначальное видение — вид активности. Разница между этими двумя формами видения не может быть измерена в лаборатории, но выражения человеческих лиц дадут вам сведения о ней: у того, кто действительно видит нечто прекрасное, на лице отразится удовольствие. Он может потом сделать выбор — фотографировать или нет то, что увидел. Существуют люди (хотя их число невелико), которые преднамеренно решают не фотографировать, потому что они чувствуют, что фотографии мешают их воспоминаниям. Фотография ограничивает ваше воспоминание тем, что на ней изображено. Но если вы попробуете припомнить пейзаж без помощи фотографии, вы увидите пейзаж, возрожденный в вас. Картина возвращается, и пейзаж такой живой перед вашим мысленным взором, каким был в действительности. Это не просто схематическое воспоминание, как слово, которое вы можете вспомнить. Вы воспроизводите этот пейзаж внутри себя, именно вы создаете картину, которую видите. Этот вид активности освежает, очищает, усиливает наши жизненные ресурсы. Пассивность же, наоборот, подавляет и лишает нас жизненной энергии и может даже преисполнить нас ненависти."
Ну, вот я прошла, понаслаждалась видом. Вспоминаю, что буду о нем рассказывать дома, достаю фотоаппарат и делаю несколько снимков. Причем в соответствии с моими ощущениями с тех позиций, где мне нравился вид. Могу помучиться, чтобы вышло "так же, как было". Скорее всего, придется, чтобы точно передать ракурсы и т.п.
Но это совсем у меня ничего не отнимет и я не чувствую разницы с фотоаппаратом я или без в своем мировосприятии.
Да, бывают разные ситуации: иногда можешь и ходить, впитывая впечатления, и одновременно это всё снимать, а иногда почему-то не хочется даже доставать телефон и щелкать... не знаю даже, почему... Возможно, кажется, что какие-то моменты неуловимо уйдут одновременно с этим и невольно делаешь выбор в их пользу...
А может ты и права: фотоаппаратом пользоваться не умею)))
Передать внутреннее ощущение можно и словами. Например, когда мне подружка возвращаясь из поездки рассказывает, как она ночевала под грушей, какими драконами ей представлялись силуэты башен, я очень живо представляю себе то, о чем она говорит. И совершенно точно понимаю, что фотография не передала бы ее ощущений так полно. Впечатления могут быть богаче фотографии, вопрос в том, насколько мы умеем ими делиться.
С другой стороны, я часто вижу людей, которые прибывая на новое место тут же хватаются за фотоаппарат, щелкают, и больше их пейзаж не интересует. Сфотографировали - и достаточно. Более того, даже если тебе хочется насладиться пейзажем, то фотоаппарат зачастую просто не дает этого сделать. Я вспоминаю поездку в Израиль. Она была насыщенной и быстрой, мы не останавливались надолго на одном месте. И передо мной всегда стоял выбор: смотреть, впитывать в себя эту природу или фотографировать. Конечно можно, сначала проникнуться пейзажем, потом сделать снимок. Но если нет времени и приходится выбирать, то я выбираю первое. Я ловила себя на том, что если спешу сфотографировать - не успеваю увидеть.
А есть люди (и среди моих знакомых в том числе), которым важно запечатлеть себя в разных видах. У памятников и пр. Этого я совсем уже не понимаю. Ну ладно, если тебя хорошо сфотографируют, фото запечатлеет какое-то твое душевное состояние, настроение, сможет его передать и потом будет приятно вспомнить и посмотреть. Но для этого памятник совершенно не нужен. И мания фотографироваться около достопримечательностей мне уже совершенно не понятна. Достопримечательность отдельно, если нравится - ладно. Себя отдельно - ладно. Но вместе?? Для подтверждения того, что ты тут был, отметился? А иначе - вроде как и не был?)
Первая подружка вернулась, рассказывает, ее глаза горят, она полна переживаний, видно, что она прожила часть жизни и прожила ее полно. Другая приезжает - со стопкой фото себя у памятников. Мол. я была тут, тут и тут, видела это и это. Она не жила и ничего не увидела на самом деле. Она отметилась. С таким же успехом могла написать на заборе "здесь был Вася".
Я предлагаю не забывать про остальные органы чувств и способы сохранения и передачи информации - память и слова, хотя бы. Потому что фотографирование зачастую вытесняет все остальное.
Кроме того, я очень редко встречаю действительно достойные фото. Я сама фотографирую - по словам знакомых - хорошо. Например, некоторые мои фото на мыльницу интерьеров Андрея оказались гораздо лучше тех, что были сделаны профессиональным фотографом на супердорогую технику с профессиональным освещением. И из поездок я привожу некоторые весьма неплохие фотографии. Но при всем при этом, глядя на них, я понимаю, насколько они бедны по сравнению с тем, что я видела. И мне хочется убрать их и рассказывать по-другому. И далеко не все можно снять и передать с помощью картинки. И в некоторых случаях лучше не делать картинки вовсе )
Вот я о чем.
И последнее время я пришла к пониманию, что фото для меня мало стоят. У меня их практически нет совсем, я ими не пользуюсь. Ну да, можно раз показать друзьям, но не более того. А дальше они перестают быть интересны и моим знакомым, и мне самой.
Если человек не умеет пользоваться фотоаппаратом, но мечтает его иметь, то после приобретения он становится несносен. Фотографирует все и всех, все его мысли заняты полученной игрушкой. Это предельный случай того, о чем ты говоришь, но все определяется тем, что человек просто получил что хотел, а инструментом это еще не стало.
Фотоаппарат действительно часто (но не всегда) вытесняет остальное, но все, о чем ты пишешь, подтверждает простую мысль - человек не умеет им пользоваться. Но очень хочет.
Кстати, а что собственно плохого в том, что на какое-то время фотоаппарат вытесняет все? Извини, в интимной жизни зачастую все остальное вытесняет тактильное ощущение, ты же не предлагаешь его убрать из-за того, что оно становится доминирующим, и все заменить на слова?
Почему тут такое отношение? Есть такие фотоотчеты, к которым и слов не нужно. Но спроси любого хорошего фотографа, сколько он сделал неудачных снимков, прежде чем вот так стало получаться.
В общем, пока не убедила. На мой взгляд это не проблема активного-пассивного отношения к жизни, а просто проблема обучения какому-то устройству.
По-моему, человек, который не видит не сможет делать хорошие фотографии, и это не вопрос того, насколько хорошо его выучили пользоваться фотоаппаратом. Он может делать профессиональные фото, но без души. Чтобы сделать действительно цепляющее фото - в нем должна быть душа. Если она есть, то можно и не уметь особо хорошо пользоваться фотоаппаратом и не обладать хорошей техникой.
В сексе слова вообще ни к чему имхо.
Я как раз и говорю про то, что человек не утруждает себя чувствовать, бросаясь фотографировать. В сексе тоже можно не чувствовать, есть анекдоты о женщинах, ковыряющих в носу или смотрящих в потолок во время оного.. Да и не только о женщинах, наверное..
А еще представь девушку (парня), которые после секса бегут и всем рассказывают, как оно было. Им важно не то, что было. А то, чтобы все об этом узнали. Точно так же и фотографии зачастую служат этой цели - чтобы все узнали. А процесс остается за кадром, только не фотоаппарата, а за кадром восприятия самого человека. Не важно - как оно было, важно показать другим.
Скорее, ему слов-то как раз и не хватает и кажется, что картинка все объяснит