18:24

Только не закрывай глаза, помни - тебе дано видеть.
Уже давно собиралась написать этот пост и как-то все передумывала. Про себя и психотерапию в моей жизни.
Я надумала учиться на психотерапевта, когда, можно сказать, оказалась в тупике. У меня не складывались отношения с противоположенным полом (из-за чего я сильно комплексовала и вообще стала бояться отношений с мужчинами). Моя единственная влюбленность была виртуальной (но от этого на удивление не менее эмоционально наполненной) и окончилась неудачно. И вот в этот момент я и решила выучиться на психотерапевта, под предлогом - “разобраться в других людях”. Я решила, что уж когда выучусь, то точно научусь всех и все понимать и обезопасю таким образом себя от возможных разочарований. Существовала единственная проблема – мое уже высшее техническое образование + успешная работа по специальности + приглашение в аспирантуру, от которого отказываться не хотелось. Но желание понять всех и вся было сильнее и я по маминой рекомендации (она сама гештальт – терапевт) отправилась к женщине, набиравшей группу для обучения. По словам мамы, она прекрасный терапевт, тренер, и лучшее нее никто меня не выучит. Я созвонилась и пошла на собеседование.
Рекомендованный тренер оказалась действительно замечательным психологом. Она выслушала меня и очень мягко (но не настаивая) дала понять, что возможно мне не имеет смысл так кардинально менять профессию, а для начала хотя бы ознакомиться с работой терапевтов. И порекомендовала пойти в группу не обучающую. Мы с ней пролистали книжицу и я выбрала группу терапевта, про которого тоже слышаша от мамы, что он лучший специалист по ведению терапевтических групп. Сначала мне было все-таки несколько обидно, что меня не взяли на обучение да еще и с распростертыми объятиями, но потом я поняла, насколько мудра была тренер -)
В эту группу (группа без определенной тематики, в частности, и для учащихся терапии студентов тоже) я проходила почти 2 года. И за время, которое я ходила на группу, я поняла столько вещей, о которых не могла и помыслить. Во-первых, там я встретила мужчину, с которым уже два года живу вместе, и благодаря которому полностью преодолела все комплексы и поняла, сколько радости могут доставлять реальные отношения -)))
Кроме того, я круто переориентировалась в пространстве. Я изменила свое мнение о таких понятиях, как семья, брак, об отношении мужчины и женщины. Те представления, которые мне дала моя семья, были кошмарными, пугали меня и попросту лишали возможности вступать в отношения (и не только меня, но и двоих моих сестер). Я стала гораздо более уверенной в себе. Я избавилась и от некоторых комплексов касающихся внешности. Я решилась на операцию, на которую не могла решиться семь лет!! Я побывала 2 раза за границей, хотя до этого никуда не выезжала. Я стала одеваться – про это я уже писала -))) Раньше я ходила преимущественно в черном и могла одну кофту носить пол-года. За последние 2 года я действительно круто изменила свою жизнь. Это не значит, что я решила все свои проблемы – они еще остались. Но я сделала большой шаг вперед. И я теперь куда увереннее в себе, куда больше радуюсь жизни и куда смелее. У меня появилось ощущение, что я могу жить ровно так, как хочу, и настолько хорошо, насколько могу себе позволить. И это ощущение дала мне гештальт-терапия.
Возможно, я пришла бы к сходному мировоззрению и без помощи терапии. Но - я не смогла прийти к нему за всю жизнь до этого и бог знает, сколько лет бы потратила после.
Я могу с уверенностью сказать, что человек не может быть “сам себе психолог”. Более того, и друзья не могут быть ему психологом. Во-первых, у любого человека есть “белые пятна” - вещи, которые он сам не видит, и которые можно увидеть только со стороны. Во-вторых, взгляд со стороны очень важен, а взгляд профессионала важен десятикратно. Походив на психотерапию, я поняла, что мне НЕ нужно учиться на психотерапевта, чтобы научиться разбираться в себе и в людях – достаточно обратиться к специалисту, он для этого и учился -) В-третьих, чаще всего у друзей те же проблемы, что и у тебя. Специалист тем и отличается от друзей и обычных людей – тем, что свои проблемы он обязан в процессе обучения проработать! При выборе психотерапевта нужно смотреть, какие проблемы у него решены, а какие нет. Проблемы, которые терапевт не решил для себя, он не решит и для вас. Это очень важный момент.
Про своих друзей я точно знаю, что в тех проблемах, с которыми я столкнулась, они бы мне не помогли.
А что касается поиска проблем в родителях – то в гештальте это совершенно не так. В психоанализе да – акцент идет на копание в прошлом. Гештальт – это подход “здесь и сейчас”. Но при всем при этом, действительно, личность, взгляды и пр формируются в детстве и идут из семьи. Другое дело – у меня вызывает сильное возмущение, если человек начинает обвинять в теперешней жизни родителей. Да, родители могли быть не идеальны. Да, я сама росла в не идеальной семье. Причем у меня замечательные родители и я их очень люблю. Просто они строили свою жизнь как умели и не всегда умели быть счастливыми. Но с тех пор, как мне исполнилось 18 лет, с тех пор как я ушла из дома, я строю свою жизнь САМА. И вот с этих самых пор претензий к родителям у меня быть не может. И гештальт как раз учит не искать проблемы в детстве, а строить свою жизнь сейчас так, как хочется, хотя конечно – осознавать свои проблемы, и откуда они возникли, стоит, чтобы суметь их преодолеть. Но это не значит, что “родители плохие”. Я тут читала книжку, в которой рассказывалось про формирование самоуважения у ребенка, еще в грудном возрасте. Самооценка ребенка может пострадать, если мать нечутко реагирует на его запросы. Но какого было мое удивление, когда я прочитала, что произойти это может даже не по вине матери. Допустим, это идеальная мать, которая чутко и любяще относится к ребенку. Ребенок может не получить того, в чем нуждается (и как следствие пострадает его самооценка и доверие к миру), если у него с матерью разные темпераменты!!! Т.е. причины могут быть самые разные и не по вине родителей. Но понимать их стоит, особенно психологу, чтобы знать, в каком направлении вести терапию и пр )

Комментарии
08.11.2008 в 18:35

самый опасный человек - тот, кто слушает, думает и молчит
ой
ппкс -)))

даже не знаю, что и как сказать )
но пожалуй, буду рекомендовать читать всем, кто сомневается)
спасибо )))
08.11.2008 в 20:34

Никогда не знаешь, где тебе повезет.
Хорошо вам )) у нас такого нет )
Поэтому, Тадан, придется тебе проводить со мной беседы по аське
:D
08.11.2008 в 20:38

самый опасный человек - тот, кто слушает, думает и молчит
по скайпу. я убъюсь столько в аське писать :gigi:
08.11.2008 в 20:41

вот реально, первый пост на эту тему, который мне понравился)
и достаточно убедительный
Йен, я очень рада за тебя)
08.11.2008 в 21:40

Никогда не знаешь, где тебе повезет.
Tadana , да без проблем ))) Ты ж знаешь? )) У меня новые наушники с микрофоном )
08.11.2008 в 22:11

Tadana, я кстати где-то читала, что психологические консультации по сети вышли для американцев значительно более тяжелыми, чем реальные.
08.11.2008 в 22:19

самый опасный человек - тот, кто слушает, думает и молчит
el-elk не знаю
смотря что подразумевать под сетевыми консультациями

если скайп - то это система классического телефона доверия. там вообще консультации не более получаса
08.11.2008 в 22:23

Йен...
По поводу того, что нельзя быть психологом самому себе, можно я не соглашусь?
У меня, как ты, возможно, знаешь, были вполне даже схожие проблемы.
Но заграницу, например, куда я боялась ехать просто до ужаса и нервной дрожи, меня отправили одну, сразу на полгода и никто не спрашивал - боюсь я туда ехать или нет.
Я всегда стеснялась своей внешности, да и мало ли чего еще, но меня регулярно вынуждали к публичным выступлениям, что принудило меня отставить это в сторону и перестать обращать внимание на такие вещи.
Я плохо знаю английский, но мне все время приходилось водить экскурсии иностранцев и обсуждать с ними контракты. И никому не было дела до моих острейших сомнений в правильности произношения, грамматике и т.п. Я ДОЛЖНА была что-то сделать и все тут. Мои проблемы никого не интересовали.
Меня вообще в жизни воспитывали на тему "измени себя сам" и я точно знаю, что все подобные вещи я могу с собой проделать.
Насчет того, что я могу не видеть своих недостатков, верно. Но рядом есть люди. Каждый - зеркало меня, когда со мной общается. Если я получаю одну и ту же проблему с тремя, скажем, людьми, я отбрасываю желание списать все на несовершенство мира и понимаю, что проблема эта - моя личная. А дальше я ее анализирию и понимаю, что либо я с ней прощаюсь, либо оставляю (ну, мало ли, может, я решила, что мне так больше нравится).
Но с этого момента я понимаю на что я пошла и на что согласилась. У меня не возникает потом ощущения, что я что-то не так делаю и что мне плохо.
Я понимаю, что есть люди, которые могли бы мне помочь измениться. Но я люблю все делать лично, ибо сделаю тщательно и так, как мне нравится. Это как ремонт. Если вызвать бригаду, они обязательно что-нибудь, да не так сделают )).

Так что я не согласна с тем, что самокоррекция не возможна. Я писала о себе, но я знаю еще нескольких человек - мой шеф, например, - которые тоже подобные вещи могут делать.

Что же касается копания в детстве, то на мой взгляд почему-то все методы психологии держат человека за... неразумного ребенка. Нашли проблему в детстве? Ну, замечательно. Но человек-то уже давно не ребенок. Он может расстаться с ней только на основании того, что у него есть разум и он может им пользоваться.
И все методы гештальта или НЛП стоят по сути на том, что человека надо временно обмануть и окольными путями снять проблему.
Я никогда не понимала, почему это не сделать "в лоб". Объяснив в чем дело, объяснив как это можно решить и т.п. Почему всегда мм...как бы решается проблема за другого? Почему не дать ему решить свою проблему самому, заодно научив решать их всегда, без обращения к кому-то еще?

Примерно так.
P.S. Не упрек, ни в коем случае.
08.11.2008 в 22:24

Tadana, не тогда скайпа не было, когда я читала. Через аську
08.11.2008 в 22:25

самый опасный человек - тот, кто слушает, думает и молчит
в таком случае думаю, вся проблема в скорости общения
09.11.2008 в 00:34

Только не закрывай глаза, помни - тебе дано видеть.
Элена, у меня ощущение, что мы говорим про разное. Я не вижу в гештальте обмана и не вижу решения проблем за себя. Гештальт – это осознание. Как проходит гештальт-группа: собираются люди,желающие разобраться в своих проблемах и двое ведущих. При этом внимание привлекается к формам контакта, к поведению, к чувствам. Человек рассказывает что-то, а другие люди делятся эмоциями, которые он (человек) у них вызывает. Например, это может быть страх, желание поддержать, злость и пр. Уже только узнав, что чувствуют люди при виде тебя, можно многое понять и про себя и про них. Обращается внимание на неосознанные движения тела, которые говорят о многом. Например, если участник покачивает ногой, нормальный вопрос – о чем говорит твоя нога? Одна из техник гештальта – попросить усилить движение для лучшего понимания его причины. Таким образом легко разобраться и в некоторых соматических симптомах, например, головной боли, и в других в болезнях. Терапевт следит за дыханием, напряжением мышц в разные минуты разговора и пр. За всем тем, на что не обратишь внимания сам. Я например на первой сессии осознала происхождение своей улыбки (я догадывалась, но реакции других и обратная связь терапевта расставили все недостающие точки). Терапевт никогда не дает советы и не говорит, что и как. То, что дается на гештальте – преимущественно обратная связь (эмоции, ассоциации). Кроме того какими-то знаниями и наблюдениями терапевт может поделиться. Терапевты бывают разные. Наш терапевт был интуитивистом. Он никогда не говорил прямо, что и как видит, но парой намеков, какими-то незаметными движениями мог подвести к осознанию. В любом случае, главное на гештальте- осознание своих эмоций, реакций, поведения. В реале наверное можно прийти к этому самостоятельно. Но – лично для меня это было бы невозможно. Мне симпатично в гештальте то, что тебе не навязывают какую-либо точку зрения. Все, к чему ты приходишь, ты приходишь исключительно сам. И то мировоззрение, к которому пришла я, отличается (возможно) от того, к чему приходят другие, потому что это мое. И я даже не вижу смысла им делиться. Изменения, которые я описала – лишь внешние признаки. Внутреннее изменение для меня гораздо более ценно и более существенно, чем внешнее, но я не вижу смысла и способа им делиться.

И я не понимаю. Да, по роду деятельности мне тоже периодически приходится выступать с докладами. И раньше для меня это было тяжело, и шеф мне говорил, что выступления мне даются сложно. Я терялась на публике. Да, я могла преодолеть комплекс путем насилия над собой (из твоих слов мне видится именно это). Я же пришла к тому, что мне хочется и интересно рассказывать о том, о чем я докладываюсь. И не потому, что терапевт внушил мне каким-либо образом этот интерес. Я поехала за границу потому, что мне этого _захотелось_, и я получила удовольствие от поездки. И пр пр. Можно преодолевать комплексы насилуя себя, но это не мой путь. Для меня важно, чтобы абсолютно все в моей жизни происходило по моему желанию. И на данный момент я устроила свою жизнь так, что в ней все действительно по желанию.

В лоб человеку не всегда можно говорить. Например, из практики: женщине муж угрожал ножом, она пришла на консультацию к терапевту. Терапевт провел консультацию и в завершение сказал: я думаю, что вам не стоит оставаться с ним в одной квартире. Он не должен был говорить это, потому что это совет, а терапевты не должны давать советы. Но ему казалось, что ей угрожает опасность и он поступил против правил. Но женщина сказала: я не готова к этому. Через несколько недель женщина зашла к нему, выписавшись из нейрохирургического отделения, сказав: вы были правы. Я это к тому, что советы, даже разумные, бессмысленны. Человек сам должен захотеть изменить свою жизнь, терапевт может только помочь осознать ему ситуацию, но осознание должно принадлежать клиенту а не быть навязанным терапевтом.
Т.е. Поскольку вижу гештальт-терапию именно как осознание своего способа контакта с людьми, своих эмоций и их причин, причем именно личного осознания, я не вижу в этом ни обмана, ни способа решить за другого проблемы. По-моему, как раз наоборот – это подведение человека к тому, чтобы он сам научился их решать.
Именно поэтому я не люблю тренинги, потому что тренинги дают модель поведения без осознания. Иногда они полезны. Но что касается тренингов личностного роста и некоторых других – по-моему это глупость. Это что-то вроде того, что тебя учат быть счастливым и успешным, вместо того, чтобы помочь понять причину, почему ты таковым не являешься, и нужно ли тебе счастье и успех.
09.11.2008 в 00:52

Всё начинается с любви к себе! Пишу о том, как найти себя, своё призвание, повысить самооценку, полюбить себя.
этот ответ был написано до ответа Йен )) но не успела отправить:

el-elk ты пишешь - позволь не соглашусь. я не вижу ничего, что опровергает слова Йен.

Но заграницу, например, куда я боялась ехать просто до ужаса и нервной дрожи, меня отправили одну, сразу на полгода и никто не спрашивал - боюсь я туда ехать или нет.

один из методов борьбы со страхом - пройти через него (некоторые утверждают, что это единственный метод).

Я всегда стеснялась своей внешности, да и мало ли чего еще, но меня регулярно вынуждали к публичным выступлениям, что принудило меня отставить это в сторону и перестать обращать внимание на такие вещи.

опять - пройти через. и кстати - отставить это в сторону? или начать действительно спокойно относиться... или даже получать удовольствие от? поездок, выступлений?

Я понимаю, что есть люди, которые могли бы мне помочь измениться. Но я люблю все делать лично, ибо сделаю тщательно и так, как мне нравится.

тщательно или окольными путями? ))) впрочем...бригады разные бывают... разделение труда на то и придумано, что один человек способен быть блестящим специалистом в определенном круге вещей...
09.11.2008 в 01:25

Только не закрывай глаза, помни - тебе дано видеть.
Еще примеры из гештальта: я научилась распознавать чувства, вызываемые теми или иными людьми и придавать им значение. Например, когда вошла одна из женщин в первый раз, у меня (и как выяснилось не только у меня одной) сразу возникло ощущение, что это школьная учительница. Возникла неприязнь и агрессия в связи с тем, что она бесцеремонно отнеслась к сформированному до нее пространству и какими-то своими жестами и одним приветствием попыталась всех "построить". Интересно, что подобные чувства возникли у всех, а когда их объяснили ей, она очень удивилась и чуть не расплакалась от того, что произвела такую реакцию. В последствии она оказалась милой женщиной, мы подружились. Одна из женщин, когда вошла впервые, стала со всеми знакомиться - что вполне нормально. При этом - я бы никогда сама не заметила, меня это удивило - Денис (наш тренер) ей заметил, что на его взгляд (по его ощущениям) с женщинами она познакомилась вполне свободно, а с мужчинами - как будто ожидая от них инициативы. Это было настолько неуловимо, но это было правдой. После того как тренер обратил внимание на эти ощущения, и осознали и все окружающие, причем сама женщина была немало удивлена.
Чему меня научил гештальт - тому, что случайностей не бывает. И каждая мелочь может быть важна. Участники иногда на группе умудрялись заявлять такие смешные темы - как, например, "не знаю, зачем я скачиваю музыку на диск и коллекционирую ее". И каждый казалось бы пустяк выводил к серьезным личным проблемам.
Что я очень уважаю в гештальте - это принятие ответственности за все, что с тобой происходит. Например, меня совершенно поразил тот факт, что даже если ты явился объектом преступления, вполне возможно (на большое число процентов), в этом была и твоя вина. Одну женщину из нашей группы изнасиловали по дороге домой два раза (!!!) за один вечер. За одну дорогу - два раза!
Я была потрясена. Но мне очень запали слова Дениса. Первое - намек на то, что если нет нормальных сексуальных отношений, то и изнасилование - вариант. Жестко, но в точку. Второе - он как бы поддержал Иру, с удивлением заявив "но ты представляешь, сколько в тебе было сексуальной энергии, они же не случайно выбрали именно тебя!"
Я поняла, что если в моей жизни что-то складываетс неудачно, то это значит лишь то, что я сама делаю это своими руками и зачем-то мне это нужно. Если понять, зачем, то все можно исправить.
И я очень рада и очень ценю то, что я с этими людьми билась над решением проблем, которые по большому счету у всех одинаковые - желание быть счастливыми. И я думаю, что без нашего тренера это было бы куда как менее эффективно. Хотя Андрей вот сейчас пытается собрать группу, в которой все были бы на равных правах и выступали бы в роли ведущих поочередно. Это тоже хорошая идея, но если у участников уже есть опыт. И все равно Дениса мне на группе пока никто заменить не смог - его замечания были очень точными и ценными. Профессионал привносит многое. Я сейчас подумываю, чтобы пойти дальше , уже без андрея)) к незнакомому терапевту, но не могу выбрать.. большинство терапевтов мне представляются посредственными специалистами, к сожалению. но это отдельный разговор )
09.11.2008 в 01:33

Только не закрывай глаза, помни - тебе дано видеть.
Я не очень понимаю, как можно консультировать по сети, ибо значительная часть передаваемой информации при разговоре - невербальная, и она очень важна. Через скайп - еще можно. Но тоже не заменяет личного присутствия. Я знала человека, который умудрялся даже групповую работу по сети через скайп проводить -)))
09.11.2008 в 10:43

Йен, я не про гештальт, а скорее про всю психологию вообще. Сорри, если это было не в тему.

В общем-то рассказ был не про насилие себя, а про то, что условия ставятся такими, когда личные переживания просто должны быть отставлены в сторону. Когда же появляется возможность к ним вернуться, оказывается, что их уже нет.

Иноим, это ответ и на твои комментарии.
09.11.2008 в 20:45

Никогда не знаешь, где тебе повезет.
Йен, вообще общаться лучше в реале, тут и спорить не о чем. Но за неимением большего можно и скайп )
хотя тут надо уметь чутко улавливать интонации в голосе... не так это просто

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail