Только не закрывай глаза, помни - тебе дано видеть.
Как и Шопенгауэр, я, прежде всего, думаю, что одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,— это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личного бытия вовне в мир объективного видения и понимания. Эту причину можно сравнить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из окружающей его шумной п мутной среды к тихим высокогорным ландшафтам, где взгляд далеко проникает сквозь неподвижный чистый воздух, тешась спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности.
Но к этой негативной причине добавляется позитивная. Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни.
Получается человек, создавший самые жуткие физические теории, попросту искал "ясности" и покоя! Гениально -))))
читать дальшеЕще от туда же. трогательно о Планке -)
"Горячее желание увидеть эту предустановленную гармонию является источником настойчивости и неистощимого терпения, с которыми, как мы видим, отдался Планк общим проблемам науки, не позволяя себе отклоняться ради благодарных и легче достижимых целей. Я часто слышал, что коллеги приписывали такое" поведение необычайной силе воли и дисциплине; но мне представляется, что они не правы. Душевное состояние, способствующее такому труду, подобно религии или влюбленности: ежедневное старание проистекает не из какого-то намерения или программы, а из непосредственной потребности.
Он сидит здесь, наш дорогой Планк, и внутренне посмеивается над этим моим ребяческим манипулированием фонарем Диогена. Наша симпатия к нему не нуждается в банальном обосновании. Пусть любовь к науке украсит и дальше ему жизнь и приведет его к разрешению им самим поставленной и значительно продвинутой важнейшей физической проблемы нашего времени. Пусть ему удастся объединить квантовую механику, электродинамику и механику в логически единую систему."
Последнюю фразу можно воспринимать как угрозу, ругательство, проклятие -)))))
И еще цитата из статьи Эйнштейна "Свобода и наука":
"Я знаю, насколько безнадежно затевать дискуссию о справедливости принципиальных
суждений. Например, если кто-нибудь считает достойной целью полное уничтожение
человеческой расы на земле, то подобную точку зрения рациональными доводами
опровергнуть нельзя. Но если условиться каким-нибудь образом о целях и
ценностях, то можно рационально судить о тех средствах, которыми можно
воспользоваться для достижения этих целей. Укажем поэтому две цели, с которыми,
по-видимому, согласятся почти все, кто прочтет эти строки.
Блага, служащие для поддержания жизни и здоровья всех людей, должны
производиться с наименьшей затратой труда.
Удовлетворение физических потребностей, бесспорно, является необходимой
предпосылкой удовлетворительного существования, но само по себе недостаточно.
Для того, чтобы быть удовлетворенным, человек должен еще иметь возможность
развивать свои интеллектуальные и художественные способности в соответствии с
личными склонностями и способностями.
......
Если необходимо обеспечить достижение второй цели, т. е. предоставить всем
возможность интеллектуального развития, то необходима внешняя свобода другого
рода. Человек не должен столько работать для удовлетворения своих жизненных
потребнрстей, чтобы у него не оставалось ни времени, ни сил для интересующей его
деятельности. Без такой внешней свободы второго рода свобода высказываний для
него бесполезна. Если бы проблема разумного распределения труда была решена, то
возможность свободы этого рода была обеспечена прогрессом техники.
Развитие науки и творческая деятельность разума в целом требуют еще одной
разновидности свободы, которую можно было бы охарактеризовать как внутреннюю
свободу. Это — свобода разума, заключающаяся в независимости мышления от
ограничений, налагаемых авторитетами и социальными предрассудками, а также от
шаблонных рассуждений и привычек вообще. Подобная внутренняя свобода —редкий дар природы и весьма желанная цель для каждого индивидуума."
Шопенгауэра читал только "Мир как воля и представление". Занятно было, но еще более занятным было читать в критике про его натуру и жизнь.
Портретик тот еще, прямо скажем)
Хотя - все мы хороши, но Шопеграуэр такой один, правда?
Спасибо Вам еще раз!
Вот Шопенгауэром я как-то как раз не интересовалась еще)
Меня Эйнштейн удивил, я его себе несколько другим представляла)